Риджбек Гарфилд Михаила Трухина
Всенародно известный актёр Михаил Трухин действительно на удивление близок к народу, он лишен пафоса, доброжелателен и очень искренен. А вот собаку он завёл довольно редкой и, я бы сказала, эстетской породы — на интервью нас встретил великолепный родезийский риджбек со странной для собаки кличкой Гарфилд.
________________
Лабрадор, тойтерьер и риджбек
— Михаил, мне кажется, когда выбирают такую породу, как риджбек, то делают это осознанно и продуманно. Чем вас подкупила эта порода?
— А в курсе были, что это охотничья собака?
— Мы жили в стародачном писательском посёлке Переделкино, снимали дом, случайно увидели на улице риджбека, и оказалось, его владельцы были заводчиками этих собак. Он поразил нас в самое сердце сразу. Нам сказали, что это африканская порода — родезийский риджбек. Мы с Аней (женой. — Прим. ред.) решили, что такое животное — красивое и сильное, с харизмой — должно у нас быть. Это не было данью моде, просто вот както одновременно захотели, сильно, как дети: хочу, и всё!
— Конечно! Я с детства люблю охотничьих собак, считаю, что именно такой должна быть настоящая собака, особенно если за городом живёшь. Я вырос в лесу на Кольском полуострове, мой дядя был лесником, и на каникулах я ездил помогать ему. У него были лайки, поэтому охотничьи собаки для меня особая статья.
— Значит, собак любили с детства?
— Не скажу, что они сопровождали меня всю жизнь, в детстве у меня не было своей собаки. Первая — лабрадор-ретривер — появилась у меня позже, когда я уже жил в Питере. Уникальный, умнейший был пёс, только что не разговаривал. Когда мы расстались с первой женой, через неделю после моего отъезда в Москву он буквально бросился под машину. Люба рассказывала: он подошёл к краю дороги, оглянулся, посмотрел на приближающийся автомобиль и целенаправленно бросился под колёса. Это было большое горе. Он прожил с нами пять лет. Его звали Моби.
— Значит, риджбек — вторая ваша собака?
— Нет, был ещё длинношёрстный тойтерьер, я его назвал Юрий Николаевич, в честь Бутусова — режиссёра, с которым много работал и надеюсь ещё поработать. Он путешествовал с нами везде, на «Кинотавре» ему давали аккредитацию, на нём болтался бейдж — было очень смешно. В самолёте он путешествовал в кармане переднего кресла, очень любил это место и спал там весь полёт.
— А Бутусов «в подлиннике» не обижался?
— Нет, он очень смеялся. Но Юрия Николаевича пришлось отдать, когда родилась дочка Соня, которой сейчас четыре года, — ради его же безопасности, потому что мы поняли, что она может попросту случайно сломать ему ножки, которые всегото толщиной со спичку. Сейчас пёс живёт в Питере у моей мамы и счастлив — над ним трясётся вся семья, он там священное животное.
Пёс, который боится кошек
— Значит, Гарфилд — это третья собака. Забавная кличка, ведь в одноимённом мультике Гарфилд — это кот.
— Да, а наш Гарф очень боится кошек. Несмотря на свои внушающие уважение силу и размеры, он добрейшей души человек — ни разу ни на кого не рыкнул, даже когда у него плохое настроение. Он напоминает мне моего первого лабрадора — по доброте, по тому, как он относится к детям. Когда они с Соней играют, он уворачивается, старается её не задеть, понимает, что может ребёнка сбить с ног. Никогда не слышал, чтобы он на неё повысил голос.
— А Соня себя как с ним ведёт?
— Возраст у неё сейчас безбашенный, субординацию не соблюдает. Говорю: что ты делаешь? Ведь это собака, серьёзный зверь. А она кладёт ему голову в пасть.
— И вы не опасаетесь, уверены, что он не причинит ей вреда?
— Абсолютно. Он мирный человек и перешёл тот возрастной порог, когда формируется собачья психика — она у него устойчивая. Мы не ломали её дрессировками. Я уважаю людей, чьи собаки по струнке ходят. Понимаю, что это большой труд, воля и характер хозяев, наверное. А я совсем другой человек, не люблю принуждать животных, воздействовать на их психику.
— Думаю, если бы вы жили в городе, то по-другому смотрели бы на вопросы дрессировки: в Москве с плохо управляемой собакой гулять просто опасно.
— В Москве и с детьми гулять опасно. Кстати, мы Гарфилда даже не притравливали, несмотря на то, что он охотничий пёс. Я охоту люблю, но только смотреть, не стреляю, выезжаю за компанию — посидеть, воздухом подышать.
— Гарфилда берёте с собой?
— Нет. Здесь ходим в лес за грибами.
— Значит, живёт он у вас здесь на воле?
— Да. Летом — в вольере, а зимой в доме: он мёрзнет, это ведь африканская порода, и в 15градусный мороз он больше 10 минут на улице не может находиться.
— В доме прилично себя ведёт?
— Когда он повадился метить мой кабинет — решил, что это его территория и делал там свои собачьи дела неделю подряд — мы отгородили специальной конструкцией второй этаж.
— А вы тогда дали ему понять, кто в доме хозяин?
— Конечно, я наказал его, когда увидел, — ведь нет смысла наказывать собаку, когда она не поймана. Я его застукал за этим позорным занятием и наказал. Теперь его зона — это первый этаж.
— Значит, он признал в вас вожака?
— Думаю, да. По глазам вижу, что он соглашается, когда я говорю. Видимо, тембр и посыл, рассчитанный на зал Московского художественного театра, срабатывает. А вот тёща с ним справиться не может, она его балует, подкармливает, чем не надо.
— А кто за ним следит, когда вы уезжаете?
— Нам помогает тёща — она кормит Гарфилда и следит за ним, а выгуливать его приходит специальный человек. Кстати, кроме Гарфилда, в доме живёт тёщина собака — петербургская орхидея Боня, я её называю «петербуржская ахинея», и норвежский лесной кот. Они живут изолированно — в её комнате. Огромный кот скрывается гдето в недрах, он настолько дик, что я его видел всего пару раз. Для Гарфилда случайная стычка с котом закончилась плачевно, нос был поцарапан.
— А как Гарфилд уживается с орхидеей?
— С Боней они ладят, часто переговариваются через дверь.
В ответе за тех, кого приручил
— Михаил, вы 15 лет снимаетесь в сериале «Улицы разбитых фонарей», все вас знают по роли Вячеслава Волкова. Не обидно вам? Ведь у вас столько интересных серьёзных ролей и в кино, и в театре.
— В 18 лет обидно, а в 40 уже нет, я взрослый дяденька.
— Не устали от этой роли, не приходило в голову бросить её?
— Да нет, этот проект длится 16-й год, но почти вся группа та же, хотя из актёров остались я и Сашка Половцев. Как этих людей можно бросить?! Это семья. Не то чтобы я плыл по течению, скорее испытываю ответственность за тех, кого приручил. Прожит огромный кусок жизни, а кроме того, мне очень нравится бывать в Питере. Правда, сейчас я ограничил своё присутствие в сериале до минимума, но тем не менее работа продолжается.
— Вы говорили, что в этом сериале есть для вас положительные и отрицательные моменты. С положительными понятно — это работа, известность, финансовая стабильность. А что с отрицательными?
— Если говорить о «Фонарях», то испытываешь кризис жанра — надоедает заниматься не своей работой: половину времени я переписываю и переделываю сцены, которые не только читать, их в руках держать неприлично. Поэтому масса времени уходит на споры с режиссёрами и продюсерами, а это время можно было потратить на чтото другое. Это удручает, но это проблема не только «Фонарей», это проблема вообще кинематографа, даже полного метра, не только сериального производства.
Путешествие из Петербурга в Москву
— А как вам дался переезд из Петербурга в Москву?
— Тяжело конечно, по менталитету я остаюсь питерским человеком, хотя сейчас уже Москва закрутила меня своими ритмами.
— Сколько лет вы в Москве?
— Девятый год. Поначалу было ощущение, что я попал на другую планету. Спасла работа — меня пригласили играть Гамлета во МХАТе. Это ответственная история, и я кроме этого ни о чём и не думал, у меня не было времени рефлексировать на тему — где я, в Москве или Санкт-Петербурге. Девять месяцев репетировал спектакль, а потом вдруг ощутил, что я в Москве.
— Москвичи считают, что питерцы — это особая каста.
— Я бы не преувеличивал, мне кажется, что это надуманно, это миф — мы в XXI веке живём, много ездим и путешествуем. Хотя в Питере мне всегда ответят, как куда-то дойти, «как пройти в библиотеку» (улыбается), а в Москве — никогда, и в глаза люди не смотрят.
— Значит, скучаете по Питеру?
— Не скучаю, потому что часто бываю.
— Михаил, у вас много ролей в театре, вас часто приглашают сниматься в кино. Скажите пожалуйста, где вы больше любите работать?
— Это абсолютно разные истории, хотя есть коечто общее: как в театре, так и в кино можно загреметь в не очень хорошее название и не очень комфортную компанию. А вот по технологии это разные процессы. Театр — адреналин, другие вкусовые ощущения. Если без кино можно както обойтись, то без театра... Не понимаю, что была бы за жизнь и как бы я себя чувствовал, если бы не играл хотя бы один спектакль в месяц.
— Вы играете в театре в «Зойкиной квартире», в «Гамлете», в «Вишнёвом саде» — такому репертуару позавидует любой актёр. Есть ещё о чём мечтать?
— Конечно же, мечтаю, но не люблю об этом говорить. Я вообще фаталист, поэтому я принимаюсь
за любую работу. Для меня главное, чтобы сложилась компания — режиссёры, партнёры, надо, чтобы звёзды сошлись.
— Судя по звёздам, вы счастливый человек...
— Абсолютно счастливым человеком может быть только идиот. Есть масса вещей, которые надо усовершенствовать и в себе, и в мире. Если человек говорит: «Я счастлив», — значит, он добился всего, а такого не бывает.
_________________________________
Биография
Михаил Николаевич Трухин (род. 28 октября 1971 г., Петрозаводск, Карельская АССР) — российский актёр театра и кино, заслуженный артист России (2010). Известность получил, играя старшего лейтенанта (капитана, майора) Волкова в сериале «Улицы разбитых фонарей». Вместе с Александром Половцевым вошёл в Книгу рекордов России за самые долгие съёмки в одном проекте.
В 1996 г. окончил ЛГИТМиК (курс В. Фильштинского). Работал в Театре Ленсовета, Театре на Литейном в Санкт-Петербурге, с 2006 года — актёр МХТ им. Чехова. В театре сыграл Гамлета в «Гамлете» У. Шекспира, Лопахина в «Вишнёвом саде» А. Чехова, Саяпина в «Утиной охоте»
А. Вампилова и др.
В его фильмографии — роли в сериалах «Улицы разбитых фонарей», «Доктор Тырса», «Дети Арбата», «После школы», в фильмах «Афганский излом», «На игре», «Сумасшедшая любовь» и др.
Награды:
Премия «Люди города» в номинации «Открытие года» (1999 г.), приз за лучшее воплощение образа работника правоохранительных органов на фестивале «Закон и правопорядок» (2000 г.), театральная премия «Чайка» в номинации «Лучшая женская комедийная роль» за спектакль «Примадонны» (2006 г.), премия и орден им. М. Ломоносова «За вклад в развитие отечественной культуры и искусства» (2006 г.).
Текст Ирина ИТУНИНА
Фото Сергей Нестеров