У Вас отключён javascript.
В данном режиме отображение ресурса
браузером не поддерживается!
Инструкция как включить javascript

Уфимский форум любителей животных

Объявление

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » Уфимский форум любителей животных » Канистерапия в Уфе » "Канистерапия в Уфе"


"Канистерапия в Уфе"

Сообщений 101 страница 120 из 297

101

Канис-терапия в России

В России ещё со времён ДОСААФ были популярны так называемые "агитбригады", коллективы наиболее активных посетителей дрессировочных площадок, которые, помимо обязательного курса ОКД на добровольных началах обучали своих собак необычным трюкам и посещали с выступлениями различные детские организации: пионерлагеря, библиотеки, иногда- школы и детские дома. По принципу агитбригад и сейчас строится деятельность многих самодеятельных организаций, которые посещают со своими собаками интернаты, организации для детей- инвалидов: "Ордынцы"и "Лохматый друг" в Москве, "Золотые улыбки Орла", "Путь домой" и санаторий "Дружных" в Петербурге и другие. Как правило, посещения эти носят бессистемный, разовый характер, хотя и приносят детям много радости. Однако, в связи с подобной практикой следует сразу сказать об опасности, которой подвергают детей люди, слабо представляющие себе особенности детей, с которыми им приходится сталкиваться, позволяющие себе приводить на подобные мероприятия собак, не прошедших должную подготовку и тестирование. Принцип "не навреди!" должен превалировать над импульсивным желанием сделать доброе дело. Оценка уровня подготовки собак должна быть объективной, помимо безукоризненного послушания собака должна быть инициативной, но спокойной, не пугливой, не агрессивной, не должна уклоняться даже при неприятных воздействиях человека. На данный момент некоторые организации используют принятые в Америке тесты для первоначальной оценки пригодности собак к канис- терапии со взрослыми людьми, находящимися в больницах ( программа ААА), однако, для работы с детьми требования должны быть на порядок выше и жёстче.Остро стоит вопрос о сертификации животных и специалистов, занимающихся анималотерапией. Обычно скоропалительные инициативы неподготовленных людей с неподготовленными собаками, широко разрекламированные в интернете и СМИ, чаще всего кончаются или созданием очередного фонда-однодневки, или закономерным самороспуском организации. Однако, инициаторов в последнюю очередь волнует, что привыкшие к собакам дети в случае внезапного прекращения занятий получают новую психотравму, что сами инициаторы играли с детьми в жестокую игру "русская рулетка", надеясь на авось, подвергая детей опасности быть травмированными. Можно понять родителей детей- инвалидов, готовых на всё, лишь бы помочь своему ребёнку, слепо идущих на зазывные публикации в интернете. Как показывает практика, чем призрачнее соломинка, тем охотнее за неё цепляются родители с наиболее тяжёлыми детьми. Недопустимо, чтобы отчаянным положением таких семей пользовались случайные люди, преследующие свои, часто небескорыстные цели.И уж тем более недопустимы публикации, использующие как незнание термина, так и то, что механизмы воздействия мало изучены и их изучение пока находится на описательной стадии, представляющие канис- терапию чуть ли не панацеей, исцеляющей рак и другие тяжёлые недуги. Говоря о небольшой пока истории канис- терапии в нашей стране, справедливым будет отдельно сказать об истинной бессеребреннице, настоящей подвижнице Наталье Фёдоровне Орбелиани, "Бабушке Наташе", как она себя называла, которая в девяностых годах работала со своими пуделям Арчи и Бэби в интернатах, на праздниках организаций детей-инвалидов детства, в Московском приемнике-распределителе несовершеннолетних ГУВД Москвы. Пожалуй, Наталья Фёдоровна была предтечей канис-терапии в нашей стране, она первая сделала попытку не только разработать методики подготовки собак, но и систематизировать и описать их, сформулировать требования к работающим с детьми собакам,. Сохранились и её рекомендации и сценарии проведения занятий- праздников, из которых начинающие канис- терапевты могут почерпнуть много полезного. Но и в её работе с детьми- инвалидами были существенные ошибки, например, она не видела разницы между детьми с девиантным поведением и детьми- инвалидами, поэтому полноправными зрителями и участниками её представлений- праздников для инвалидов становились в основном наиболее сохранные дети с ДЦП, аутисты же и дети с более тяжёлыми нарушениями, как правило, не выдерживали предлагаемого Натальей Фёдоровной высокого темпа и быстрой смены игр и уходили в негативную реакцию. Кроме того, эти занятия также носили бессистемный характер, основной задачей их было знакомство детей с собаками и формирование позитивного отношения к животным.
(с сайта:Северные охотничьи и ездовые собаки
охотничьи собаки лайки ездовые)

Отредактировано Лена&Према (2012-02-21 17:54:33)

0

102

Формы канис- терапии
В России только начинают разрабатываться методики канис- терапии. Это связано как с относительной новизной вопроса, так и с тем, что, в отличие от зарубежных коллег, российским канис- терапевтам приходится иметь дело с очень разными группами заболеваний, в основном требующих индивидуального подхода, что значительно затрудняет разработку общих методик. Однако, уже сейчас, исходя из накопленного опыта, можно описать общие формы, принципы построения и этапы занятий

Встреча с собакой
Занятия направлены на формирование позитивного восприятия собак, проводятся в занимательной игровой форме.
В зависимости от целей и задач могут проводиться как в группе, большом коллективе, так и индивидуально, как разовые акции, так и как курсовые занятия.
Содержание и продолжительность занятий может варьироваться от состава аудитории, возможностей и потребностей пристутсвующих на занятиях детей.
Например, на празднике окончания учебного года "Дорога в мир" собралось около 30 детей с нарушениями функций опорно- двигательного аппарата, тяжёлыми поведенческими и речевыми нарушениями, грубыми задержками умственного развития и т.д.. На празднике выступали две собаки породы голден ретривер, которые показали краткое (15 мин)представление, где для привлечения внимания детей преобладали трюки со звучащими предметами ( бубен, колокольчик, бубенцы), затем собак на поводке подвели к каждому ребёнку и дети имели возможность погладить собак, желающие- угостить. Затем детей по очереди катали на запряжённой собаками коляске.

В Британской школе в Москве совместно с УКЦ "Собаки- помощники инвалидов" сотрудник "Солнечного Пса" со своими собаками принимал участие в "Уроках милосердия", на которых здоровым детям 10-13 лет рассказывали об особенностях жизни людей с ограниченными возможностями, демонстрировалась работа собаки- поводыря ( некоторые собаки "Солнечного Пса" владеют навыками поводырской службы), рассказывалось о работе с детьми собак- терапевтов, затем был показан шуточный номер "Собачья школа", где собаки танцевали, читали, считали, решали заданные детьми задачи и примеры и т.д.

Затем детей катали на санках, запряжённых собаками.
На следующем "Уроке милосердия" детям рассказывалось о технике безопасности при общении с собакой и все желающие могли пройти маршрут с собакой-поводырём, затем- ставшее традиционным катание на собаках, и т.д.
На такие уроки, которые проводились регулярно, раз в квартал, собиралось по 100-150 человек.
В той же Британской школе сотрудник "Солнечного Пса выступал со своей собакой перед учащимися младших класов ( 5-7 лет), в каждом классе по 10-15 чел. собака играла с детьми в мяч, искала спрятанную игрушку, считала, затем показывала элементы фристайла ( танец с собакой) и дети могли погладить собаку и угостить её. На одно выступление отводилось 5-7 мин.

Во время таких занятий может не предусматриваться тесный тактильный контакт детей с собаками, в таком случае, при работе со здоровыми и сохранными детьми могут использоваться хорошо обученные и протестированные собаки различных пород, не проявляющие агрессии к людям и животным, с разным темпераментом, отвечающие поставленным играм и задачам. При наличии патологий у детей к таким занятиям могут допускаться только специально подготовленные собаки пород лабрадор и голден ретривер, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к собакам- терапевтам (см. приложение).

Обучение с собакой
Во время таких занятий прежде всего подразумевается их коррекционная направленность, в которой собака задействована в качестве мощного мотиватора к получению знаний, и в то же время снижает уровень психологического дискомфорта, что способствует лучшему усвоению знаний, формированию новых навыков и умений.
Занятия могут проводиться в образовательных учреждениях, детских садах, коррекционных образовательных учреждениях, иметь групповую или индивидуальную форму.
Содержание, продолжительность и структура занятий могут варьироваться в зависимости от состояния детей и целей и задач, стоящих перед педагогами.
Например, в интернате для умственно отсталых детей № 8 сотрудник "Солнечного Пса" о своей собакой пришёл на индивидуальный урок с девочкой Светой У ( умственная отсталость умереной степени). Света писала собаке знакомые ей буквы, собака их "читала", затем собака "прочитала" написанное девочкой слов "ГАВ" и "посчитала", сколько в этом слове гласных и согласных. По свидетельству работавшего с девочкой дефектолога, Свете с трудом давался счёт, ей трудно было удерживать внимание, но девочка всё занятие была оживлена, сосредоточена и решала всё новые и новые примеры, чтобы "задать" их собаке.

Для таких занятий при работе, не предусматривающей тесного тактильного контакта, и с сохранными детьми, можно рекомендовать хорошо обученных и протестированных собак различных пород со спокойным темпераметном, не проявляющие агрессии к людям и животным, однако,при наличии патологий с детьми должны работать только специально подготовленные собаки породы лабрадор и голден ретривер, отвечающие всем требованиям, предъявляемым к собакам- терапевтам.

Терапия с собакой ( собственно канис- терапия)
Занятия строятся с учётом принципа комплексного подхода и коррекции с помощью специально подобранных игр и упражнений с собаками и предполагают индивидуальный подход с учётом состояния ребёнка, его возраста, характерологических особенностей и специфических потребностей.Занятия проводятся индивидуально или в мини- группах ( 3-5 чел.) Ведётся документация, динамика развития ребёнка отслеживается специалистами ( лечащим врачом, реабилитологом, психологм, дефектологом), с этими же специалистами согласовывается структура занятий.

Занятия канис- терапией предполагают тесный тактильный контакт ребёнка с собакой на протяжении всего занятия, серьёзную психическую и физическую нагрузку на собаку, поэтому до таких занятий допускаются исключительно собаки, прошедшие отбор, тестирование, специальную подготовку и отвечающие всем требованиям, предъявляемым к собакам- терапевтам. (см. приложение)

Ездовая собака как адаптер для детей с девиантным поведением
Развивающаяся модель канис- терапии, в занятиях с детьми и подростками с девиантным поведением задействованы собаки ездовых пород ( маламуты, хаски, самоеды, чинуки, чукотская ездовая, метисы).Занятия могут быть как разовыми (посещение занимающимися ездовым спортом спортсменами колоний и тюрем для несовершеннолетних), так и постоянными ( дети занимаются ездовым спортом). Есть интересный опыт содержания питомника ездовых собак при сиротских учреждениях ( например, в пос Коткишево недалеко от г. Нея Костромской обл), воспитанники которых не только занимаются ездовым спортом, но и ухаживают за собаками, тренируют их, выставляют на выставках и принимают участие в соревнованиях. Отмечено значительное снижение агрессии у детей, улучшение самоконтроля, внимания, памяти и т.д.

Отредактировано Лена&Према (2012-02-23 17:14:37)

0

103

На втором ( основном) этапе по принципу «от простого к сложному» как во время самого занятия, так и от занятия к занятию игры и упражнения, а также требования к ребёнку постепенно усложняются, продолжительность занятия увеличивается до 30-40 мин.
Перед началом упражнения инструктор проговаривает стоящую перед ребёнком задачу, проверяет, насколько ребёнок её понял и готов начать игру или упражнение.
Исходное положение упражнений- собака в позиции «рядом», на поводке у левой ноги ребёнка, тьютор или ассистент (волонтёр- владелец собаки) страхует её за перестёжку и, в случае необходимости, корректирует действия собаки и ребёнка, показывает ребёнку, как выполняется нужный жест-команда собаке, контролирует правильность выполнения жестов ребёнком. Постепенно, по мере овладения ребёнком терминологией, уверенности выполнения им заданий роль тьютора сводится к контролю над собакой, в случае адекватного поведения ребёнка он уже не сопровождает его, а наблюдает занятие чуть со стороны, готовый, в случае необходимости, дать собаке соответствующую команду.
За правильное выполнение упражнения ребёнок, по команде инструктора, угощает собаку лакомством. Тьютор следит за чётким соблюдением ребёнком техники безопасности ( лакомство даётся только по команде с открытой ладони, поводок в левой руке, сободный конец- мягким складками в правой и т.д.), в случае необходимости корректирует действия ребёнка и собаки.

На данном этапе в структуре занятия можно выделить следующие части.
Во время подготовительной части занятия инструктор в краткой беседе с родителями ребёнка выясняет его состояние на данный момент (как себя чувствует, как себя ведёт, как выспался, какие произошли изменения и т.д.)
Ребёнок здоровается с инструктором, знакомится или здоровается с собакой, готовит лакомство для собаки.

Во время первой части занятия ребёнку предлагаются упражнения на пространственную ориентацию: ходьба с собакой на поводке в заданном темпе и бег по кругу, выполнение элементов ОКД на месте, ходьба по заданному маршруту ( проведи собаку от красного конуса к зелёному, потом к синему) «змейка» между конусами, преодоление вместе с собакой невысоких препятствий, горки, тоннеля. Эта часть занятия длится 5-10 мин.
Ребёнок вводится в темпо-ритм занятия, вспоминает и повторяет разученные команды и методы воздействия на собаку, затем осваивает новые элементы и упражнения.

Во второй части занятия ребёнку даются упражнения на расслабление лёжа или сидя между лежащими собаками. При необходимости в это время вводятся упражнения на формирование мелкой моторики: указательного жеста ( где у Оллли ушки? А где у Ники нос?), причёсывание собаки, манипуляции с игрушками, пальчиковые игры, упражнения на формирование межполушарных взаимодействий, определение частей тела, игры с бубном и т.д.
Во время этой части занятия ребёнок может читать собаке вслух и т.д.
На расслабляющие упражнения отводится 5-10 мин
Занятие может начаться и сразу с расслабления между собаками, если состояние ребёнка (тетрапарез, тяжёлая гиперкинетическая форма ДЦП) не позволяют ребёнку передвигаться, или он не уверен в себе, у него плохо сформировано представление о своём теле в пространстве, или у него (чаще всего при аутоподобных нарушениях и лёгких степенях аутизма) повышенная потребность с тесном тактильном контакте с собакой. В последнем случае это упражнение постепенно становится одним из средств поощрения и ребёнку разрешают пообнимать собак и полежать с ними в качестве награды за хорошо выполненное задание.

Затем вводятся игры на апортировку, отработка жестовых или голосовых команд, введение элементов фристайла ( танец с собакой), игра «спрячь игрушку», «назови игрушку», «кто быстрее по команде доползёт до игрушки, ты или собака?» «Канисбол» и т.д. 5-10 мин.
В данной части занятия решаются самые разные коррекционные задачи: на цветовое, пространственное восприятие, формирование и коррекцию речи и т.п. Чередование упражнений, требующих двигательной активности с упражнениями на релаксацию, которые, в свою очередь, сменяют эмоционально насыщенные игры с соревновательным элементом, поддерживает интерес ребёнка, не давая ему утомиться.
Переползания по поверхности разной фактуры, манипуляции с разнофактурными игрушками, контакт с шерстью собаки стимулируют сенсорное восприятие, опосредованно влияя на развитие зоны речи на коре головного мозга.
Перешагивание через препятствия улучшает равновесие, что « влияет на точность движений, ритм, темп, на развитие и улучшение координационных способностей»
Танцевальные элементы фристайла улучшают координацию движений, пространственную ориентацию, формируют эстетический вкус, чувство ритма, улучшают наблюдательность, самоконтроль, самостоятельность, повышает самооценку и критичность ребёнка.

Уход за собакой приучает к ответственности, опрятности, также оказывает коррекционное воздействие на мелкую моторику, сенсорное восприятие, пространственные представления, формирует понятие частей тела и т.д.
Занятие завершается или свободным общением ребёнка с собакой ( во время которого он, как правило, самостоятельно повторяет изученные во время данного занятия новые элементы и команды), или любимым упражнением, которое у ребёнка получается лучше всего, чтобы поддержать положительный эмоциональный фон, интерес ребёнка к дальнейшим занятиям. На эту, заключительную часть отводится 3-5 мин.

В конце занятия ребёнок подводит собаку к родителям, угощает и благодарит её за работу. Инструктор во время краткой беседы с родителями обращает их внимание на успехи ребёнка, особенности прошедшего занятия.
Через 6-12 мес с начала занятий некоторые дети уже могут заниматься самостоятельно или с небольшой помощью тьютора. В таком случае, мы можем говорить о том, что ребёнок готов к третьему этапу.

0

104

На третьем этапе задания и упражнения ещё более усложняются.
На этом этапе, помимо индивидуальных форм, при которых используются как вышеперечисленные игры и упражнения, но в более сложном варианте, так и новые, возможна и организация группового занятия.
В группе занимается до пяти человек ( по количеству собак). Занятие длится от 40 до 60 мин. Каждое занятие строится по определённому плану.
Дети в подготовительной части занятия здороваются друг с другом, инструктором и тьюторами, помогают подготовить помещение к занятию: принести и расстелить ковры, расставить конусы для обозначения границ рабочей площадки, расставить препятствия, приготовить необходимый реквизит и амуницию, воду и лакомство для собак. На подготовку к занятию отводится 5-10 мин.
Инструктор распределяет собак, с которыми будут работать дети, определяет место каждого ребёнка с собакой в шеренге, объясняет задание.

Задания основной части занятия, которая длится 20-30 мин, включают в себя не только упражнения на пространственную ориентацию, но и на перестроения в движении, изменения по команде направления движения, элементы ОКД ( общий курс дрессировки) из движения, с оставлением собаки на выдержке, упражнения на слуховую память, внимание, координацию. Вводится изучение цирковых элементов ( перескакивание собак друг через друга, «карусель»), элементы аджилити: детям нужно не просто преодолеть препятствия, но провести собаку по заданному маршруту ( например, слалом, барьер, горка, тоннель, барьер)
Дети с нарушенными или несформированными пространственными представлениями проговаривают сначала с помощью тьютора, затем самостоятельно сначала своё, потом по указанию инструктора –положение собак, детей, родителей и т.д.
В качестве отдыха дети 3-5 мин самостоятельно причёсывают собак, чистят массажной щёткой.
Затем с детьми в течение 10-20 мин проводится индивидуальная работа по закреплению изученных и отработке новых элементов фристайла, компоновке танца, подбору музыки, или дети самостоятельно повторяют номер, придумывают новые движения.

В заключительной части занятия детям предоставляется возможность самостоятельного общения с собакой 5-10 мин ( под наблюдением инструктора или тьютора), после чего инструктор подводит итоги занятия и проходит «ритуал прощания».
Содержание и продолжительность группового занятия может варьироваться в зависимости от задач, состава детей.

0

105

Стаффы-терапевты

0

106

Девочки вынуждена вас огорчить касаемо семинара у руководителей "Солнечного пса" к сажаления пока нет времени ездить по семинарам.

Отредактировано Лена&Према (2012-04-25 09:20:50)

0

107

Лена&Према написал(а):

выслать мне книгу "Собака целитель" , кому интересно могу скинуть,

мне вышли на почту :flag:

0

108

Гульназ да конечно вечерком

0

109

Лена&Према
и мне, Лена вышли, пожалуйста)

0

110

Tesoro написал(а):

и мне, Лена вышли, пожалуйста)

Маш конечно вышлю, скинь мне свою почту

0

111

Гульназ, Tesoro девочки книгу выслала, проверьте почту :flag:

0

112

И мне книгу!!! [взломанный сайт]

0

113

Елена и Дон написал(а):

И мне книгу!!!

Лен скинь почту, обязательно вышлю. Мне не жалко :flirt:

0

114

Лена&Према
спасибо:)

0

115

Лена&Према
В личку написала.

0

116

Гульназ написал(а):

Лена&Према
спасибо:)

пожалуйста

0

117

Елена и Дон написал(а):

Лена&Према
В личку написала.

Лен сообщения нету, отправь еще раз

0

118

Елена и Дон Лен книгу скинула, проверь почту.

0

119

Лена&Према написал(а):

Гульназ, Tesoro девочки книгу выслала, проверьте почту

получила, спасибо большое!!!

0

120

Tesoro написал(а):

получила, спасибо большое!!!

пожалуйста

0


Вы здесь » Уфимский форум любителей животных » Канистерапия в Уфе » "Канистерапия в Уфе"