Диакон Андрей Кураев о мире животных и мире людей
Сегодня человек, как никогда, старается понять животных. Увлечение популярными книжками по зоологии давно уже стало обычным состоянием многих отроков, а безопасное наблюдение за акулой или коброй, под завораживающий голос Дроздова — не самое худшее времяпрепровождение вообще всех возрастов. Мы ищем общие с нами качества у обезьян и дельфинов, а взаимоотношения наших близких кажутся нам похожими на жизнь богомолов. Охота и коррида вызывают презрение всего передового человечества, именование нехорошего человека „собакой" или „свиньей", особенно чутким сердцам представляется оскорблением невинного животного. Наверное, это плохо, когда перестают ценить человека. Наверное, если бы наших овец расхищала живущая в соседнем лесу волчья стая, а разъяренная слониха затоптала загулявшего соседа, наше отношение к меньшим братьям было несколько иным. Однако есть в популярной зоологии нечто, что не причастно городской изнеженности и модному комплексу вины перед теми, кого „безжалостно" уничтожали наши предки-варвары.
Тысячи видов и миллиарды особей виденных и никогда не виденных нами, живут жизнью, которая кажется нам вечной и неизменной, вызывает восторг и страх. Перелетные птицы отсчитывают наши года, а чириканье воробьев возвещает о новом утре. В нашей жизни есть удачные решения и беспроцентные скидки, но рядом с этим, всегда возрождающимся торжеством, мы, как несчастный князь Мышкин, чувствуем себя чужаками. В эти минуты мы — не „цари природы" и не ее „часть", а несчастные создания — одни во всем свете сбившиеся со своего пути. Созерцание природы, где „все добро зело" приобщает нас к Создавшему ее. Вид страдающей бессловесной твари заставляет задуматься о разрушительной силе человеческой злобы и жить по-другому.
Во всем мире нет ничего случайного. Предлагаем читателям «Собрания» вместе с известным православным апологетом диаконом Андреем Кураевым подумать о том, кем приходятся нам „наши меньшие братья" и верно ли, с христианской точки зрения, мы относимся к ним.
— Отец Андрей, есть ли в церковном учении ответы на вопросы: для чего Господь создал животных, какое место занимают они в Его Промысле?
— Конечно же, специального учения Церкви о животных нет, но Господь делает все для пользы человека, для радости человека, для его нужд. Согласно Шестодневу животные созданы, чтобы служить людям. Первые главы книги Бытия основаны на радикально антропоцентрической позиции: человеку дается Божие повеление наполнять землю и владеть ею. В то же время в Псалмах (Псалтирь 103:26) или в Книге Иова (Иов 40:10-27; 41) появляется другая нотка. Там мы видим Бегемота, который оказывается совершенно не антропоцентрическим существом, а напротив несет угрозу для человека, но Господь ему тоже радуется. Здесь оказывается, что, по слову Книги Иова, „длиннее земли мера Его" (Иов 11:9). Оказывается, что у Господа есть свое эстетическое чувство, свои масштабы, а Его мысли уже не мысли человека. Так что, я думаю, по окончании мировой истории, если мы сможем стяжать ум Христов, мы узнаем нечто новое о животном мире, чем то, что мы о нем думаем сейчас.
— А что становится с душами животных после смерти? Есть ли у них перспектива в Вечности?
— Дело в том, что Церковь вполне унаследовала учение Аристотеля о разных типах душ. Есть души растительные, у животных — животная душа, у человека есть и растительная и животная душа, и, кроме того, есть душа человеческая и Дух Божий. Поскольку Господь не предназначал животных для бессмертия, душа животного, то есть, тот принцип, который оживотворяет его тело, исчезает вместе с телом. В нашей реальной жизни животные нужны нам как помощники, но если в Царстве Божием наш Помощник — Господь, то там будут не нужны ни лошади не мерседесы; животные нужны нам как школа любви и заботы, но если ты попал в Царство Божие, там уже не нужно возвращаться на эти первые ступеньки.
— Широко известно ветхозаветное разделение животных на чистых и нечистых. Чем оно мотивировано и сохраняется ли оно доныне?
— Если бы такой вопрос мне задал семинарист, то я сразу поставил бы ему два балла. Во-первых, дело в том, что само деление на чистых и нечистых, совершенно четко снимается в Деяниях Апостольских, в видении сотнику Корнилию и апостолу Петру, во-вторых, деление животных на чистых и нечистых в Ветхом Завете имело исключительно кулинарный характер. Когда я сегодня слышу от некоторых прихожан, что собака — нечистое животное, а кошка — чистое, я хочу спросить: „А как вы кошек готовите?". Вопрос о том, к кому из животных можно прикасаться, а к кому нельзя, в Ветхом Завете нигде не ставится.
— Действительно, „особым вниманием" многих прихожан пользуются собаки и именно с собаками связаны представления о „нечистом животном". Говорят, что их грех держать в квартире, что от них чинится осквернение святыням. Насколько такое мнение оправдано?
— Это языческий предрассудок, очевидно североевропейский, и достаточно устойчивый. В свое время Церковь просто не стала с ним полемизировать и не проповедовала ни за, ни против него, но получилось так, что, хотя сегодня этот предрассудок в народе фактически исчез, усилия церковных людей поддерживают его. В Библии же об отношении святыни и собаки сказано совершенно ясно, в книге Товит в Ветхом Завете. Сюжет этой книги состоит в том, что Господь посылает юношу Товию в путь, и отец дает мальчику в сопровождение пса (Товит 5:17), а Господь дает ему для охраны ангела Рафаила. Надо заметить, что ангел собаки не боится. Так втроем они и путешествовали.
Из позднейшей церковной истории я могу вспомнить замечательную историю о том, как в 1439 году завершал свою работу Ферраро-Флорентийский Собор, где провозглашалась уния православных с католиками. Был последний день работы Собора, сторонники Православия были уже придавлены, подкуплены или возвратились в Византию, и вот настал момент торжественного провозглашения унии. Половину зала занимала католическая делегация, половину греческая. Главой византийской стороны был сам император. Поскольку он был императором Восточной Римской Империи, то на Соборе он находился как бы у себя дома и поэтому сидел на троне. Как императору, ему были позволены некоторые вольности, и рядом с ним сидел его любимый пес из Константинополя. Когда вышел архидиакон и начал читать текст унии, текст предательский по отношению к Православию, то пес в эту минуту залаял, и его не могли остановить ни побои, ни ласки, ни угрозы. Так он лаял, пока читался текст унии. Это был единственный голос, поданный в тот день в защиту Православия.
— Нынешний городской человек не нуждается в услугах лошади и не может содержать во дворе теленка. Обыкновенно в городских квартирах живут кошки, собаки, волнистые попугайчики да черепахи. Что полезного, на Ваш взгляд, может извлечь христианин из общения с этими „меньшими братьями"?
— Для современного горожанина общение с животным — это, прежде всего, школа любви и заботы. Естественно, что если в доме детей „куча мала", то они сами проходят опыт сосуществования и заботы друг о друге, хотя временами и колотят друг друга. К сожалению, в современных семьях детей очень мало, и очень часто животные выступают как суррогаты детей. Наверное, это плохо. Плохо, когда взрослые заводят животное вместо ребенка, но если сам ребенок просит: „мама, роди мне братика или щеночка", и мама дарит ему щеночка, то для него это хорошо. В таком случае надо ему объяснить: „Смотри, рядом с тобой есть живое существо, за которое ты отвечаешь. Нравится тебе или не нравится, ты идешь с ним гулять, ухаживаешь за ним, думаешь о нем, болеешь вместе с ним". Тогда это будет первая школа привязанности и первая школа любящей заботы. Сначала это животное, потом это будут друзья, потихонечку человек пройдет такую школу любви и, может быть, научится любить Бога.Беседовал Марк Шишкин
http://www.sobranie.org/archives/7/3.shtml