Добровольно или обязательно-принудительно? Обсуждение и пикет
Обещанные в мае общественные слушания по принятию новой редакции регионального закона «Об образовании» как бы начались. Как бы – потому что пока это невнятный междусобойчик, с необозначенными площадками, сроками, порядком ведения и так далее. Начались удивительно во время, к началу летних каникул. Начались без ощутимого участия Минобраза. Без широкого сопровождения объясняющих публикаций в печатных и электронных СМИ, без телепрограмм и радиoп-epедач. Такое впечатление, что собираются законодатели это дельце провернуть по тихому, словно обворовать кого. Впрочем, понятно, кого. Детей.
Общественные слушания как бы уже идут
С чего я вообще взяла, что они начались? Сказали так. Ну и старина Башинформ проинформировал. Дескать, по инициативе Общественной палаты РБ на открытое обсуждение вынесен проект закона «Об образовании в РБ».
«Как отметил председатель Комиссии по образованию, науке и инновациям Общественной палаты РБАйрат Назыров, региональный закон об образовании будет доработан с учетом замечаний и предложений, полученных в ходе общественных обсуждений.
Предложения нужно отправлять на электронный адрес Общественной палаты РБ — op@bashkortostan.ru до 10 июня (в письме необходимо указать Ф.И.О. и форму обратной связи). Ознa-кoмиться с текстом документа регионального закона «Об образовании» можно на официальном сайте Госсобрания. http://www.gsrb.ru/ru/lawmaking/public_ … 540/75952/
Заседание Комитета по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи Госсобрания РБ, где во втором чтении планируется расcмo-тpеть данный законопроект, пройдет 13 июня в 15 часов.
Кто будет решать языковой вопрос в регионе
То есть все решит Комитет по образованию, науке, культуре, спорту и делам молодежи Госсобрания РБ. Ознa-кoмтесб со списком решателей
Председатель Бикбаев Равиль Тухватович, заместительница председателя - Юнусова ЭльвираАхтямовна. Поэт и артистка, люди гуманных профессий...
Эта сладкая парочка, помнится, написала донос на сайт «Уфагубъ», который выступал против принудительного изучения башкирского языка. Будьте уверены, эти люди костьми лягут, но не допустят добровольности башкирского.
Баймурзин Хамит Хаирварович – кугарчинец, рахимовец, башнационалист, солнце башкирской педагогики. Он – за принудиловку.
Габитов Илдар Исмагилович – родился вроде бы в Белорецке, мажор, наследный принц сановника рахимовской когорты, а теперь ещё куда-то там избран… Не знаю, не знаю.
Галин Ильгам Илюсович – молодой, бураевский, башкир (знаем мы, какие в Бураево башкиры), гендир ОАО "Башнефтегазстрой" в городе Нефтекамске; члe-н политической партии "Коммунистическая партия Российской федерации. То же не знаю. Нужно позвонить коммунистам и спросить, какова их позиция по данному вопросу.
Гузаиров Мурат Бакеевич - из Челябинска, башкир, доктор технических наук, едрос.
Юмабика Салахетдиновна – из Хайбуллинского района, башкиоязычная поэтесса, башнационалистка, главред "Башкортостан кызы"... Эта – точно за принудиловку.
Мухаметшин Вячеслав Шарифуллович - из города Октябрьского, татарин, доктор геолого-минералогических наук, едрос. Не знаю.
Тимербулатов Виль Мамилович - из Ишимбайского района, башкир, хирург, доктор медицинский наук. Под вопросом.
Усманов Салават Мударисович – из Чекмагушевского района, башкир, образование. Доктор физико-математических наук, едрос. Да они там почти все едросы.
Шаммазов Айрат Мингазович – уфимец, башкир, доктор технических наук, профессор, члe-н-корреспондент Академии наук РБ.
Антонов Александр Николаевич – уфимец, русский, в прошлом – токарь УМПО, С 1991 года – президент группы «Даско».
Гареев Вячеслав Юрьевич – из Стерлитамака, русский, с 1991 года – директор лицея № 1 города Нефтекамска. Пойдет ли он против воли Минобраза? В его физико-математическом лицее, говорят, бал правит заместитель директора по преподаванию предметов регионального компонента Мияссарова Зиля Мирасовна, так что выводы делайте сами. В 10-11 классах лице под видом «родного языка» преподают, говорят, башкирский.
Чижиков Виктор Алексеевич – из Федоровского района, русский, с 2011 года – гендиректор ООО холдинговая компания "Башуралэнергострой".
Ну и Асадуллин Раиль Мирваевич – из Чишминского района, доктор педагогических наук– ректор Башкирского государственного педагогического университета им. Акмуллы.
На 15 человек – всего двое уроженцев Уфы. На 15 человек – всего трое русских, (а должно бы 5-6), токарь-бизнесмен, гендиректор холдинга и задавленный завучем по регкомпоненту директор математического лицея. В вопросах филологии эти трое досконально не разбираются. Кто из этих троих может представить интересы родителей русскоязычных детей? А кто – из этих 15-ти? Разве что башкир-коммунист или ректор-татарин. Кстати, последнее более вероятно. Асадулина я уважаю.
Но когда башнационаолисты затянут волынку о том, что башкиры де не представлены во власти - ткните их в список данного комитета. Две трети - башкиры. Им нужно чтобы все три трети были? Вот только толку простым башкирам от этих двух третей не густо. Но это отдельная тема.
Школы вне обсуждения
Общественное обсуждение ведется без учета мнения всех участников образовательного процесса. Во всей республике, если я не ошибаюсь, не прошло ни единого школьного родительского собрания по обсуждению закона Об образовании.
А вот в Бурятии, например, Общественным обсуждением занималось Ми-нистерство образования Бурятии. И министр Дамдинов лично сказал следующее:
- К настоящему моменту обсуждение проекта закона Республики Бурятия « Об образовании в Республике Бурятия» прошло во всех районах республики: учителя, родители и представители общественных организаций внесли более 500 предложений. Сейчас проект нормативно-правового акта дорабатывается с учетом этих замечаний. В целях сохранения толерантности преподавание бурятского языка как государственного языка Республики Бурятия будет определяться локальными актами образовательных учреждений с учетом мнения родителей.
Следует отметить, что бурятский язык в общеобразовательных учреждениях изучается по двум программам: «Бурятский язык как государственный язык РБ» и «Бурятский язык как родной язык». Всего по двум этим программам бурятский язык изучают 69 926 учащихся (60% от общего числа учащихся) в 399 из 475 образовательных учреждений республики (84%).
Сдержит ли Дамдинов свое обещание под натиском бурятских националистов, требующих, чтобы бурятский и русский преподавались поровну, как в Татарии? Вопрос открыт.
Но факт остается фактом – в Бурятии школы участвовали в обсуждении закона, в Бавшкирии – нет. В случае принятия неудачной редакции законопроекта, родители из Башкирии потом и в прокуратуру обратиться могут , так как закон принимался с явными нарушенями. Минобраз от обсуждения отстранился, госсобранский комитет, состоящий преимуществено из башкир сельского происхождентя затянул обсуждения до лета – чтобы школьники на каникулы разошлись и родительские собрания не проводились.
Что нужно
Для меня лично последней каплей, приведшей лично меня к выводу о необходимости законодательного закрепления добровольного изучения бвшкирского языка русскоязычными детьми стало положение с преподаванием башкирского языка детям-инвалидам с определенными диагнозами. Я поняла, что пока башкирский не станет добровольным для ВСЕХ детей, больных детей никто не пощадит. Я утверждала, утверждаю и утверждать буду, что преподавание башкирского языка на определенных этапах безполезно и даже вредно прежде всего именно для больных детей. Со мной при личных беседах в этом вопросе соглашались как специалисты из Минобразования РФ и Рособрнадзора, так и активисты башкирского националистического движения.
Моя позиция кое-кого из сторонников добровольного изучения башкирского не устроила. Ну что поделать, российские реалии, дефицит гуманности. Да какая вам разница, по каким мотивам я пришла к этому выводу, если я хочу того же, что и вы – чтобы башкирский для ВСЕХ небашкироязычных детей преподавался на добровольной основе?
Сейчас закон «Об образовании в РБ» состоит из 14 статей. Нас интересует шестая, пункт второй. Он может звучать так: Преподавание башкирского языка как государственного языка Республики Башкортостан осуществляется в государственных и муниципальных образовательных организациях, расположенных на территории Республики Башкортостан, в рамках имеющих государственную аккpe-дитацию образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Нужно добавить: «на добровольной основе, по желанию участников образовательного процесса».
Свои предложения нужно оставлять здесь, в виде комментариев.
И в виде письма присылать сюда: op@bashkortostan.ru
За добровольное изучение башкирского языка нужно бы пикет провести. Для наглядности.
По некоторым сведениям такой пикет состоится в четверг, 6 июня, в в восемь часов вечера у ДК Химиков (Черниковка, рядом с Первомайской) Надо идти. Неcмo-тpя на дождь, грозу, идейные разногласия с возможными участниками пикета.
Екатерина Некрасова, ЖЖ enekrasova