Так КТО и ЧТО это такое — Заводчик?
Технически, любой, кто имеет или арендует суку и производит помет от нее, является заводчиком собак. Это так, независимо от того, какие соображения принимались во внимание при выборе кобеля, или на что походили родившиеся щенки, или куда их потом пристроили — возможно, в ближайший зоомагазин. Этот человек произвел помет, это минимальное требование для того, чтобы стать Заводчиком. Он находится теперь на самой низкой ступеньке разведенческой лестницы. Как далеко вверх он поднимется, будет зависеть от многих факторов, некоторые из которых находятся под его контролем, другие же — вопрос удачи. Некоторые люди рисуют всю свою жизнь, но никогда не становятся настоящими художниками; некоторые люди выращивают сотни пометов щенков, но никогда не становятся истинными Заводчиками.
Давайте рассмотрим, как люди покупают свою первую чистокровную собаку. Это обычно происходит одним или двумя способами. В первом случае человек проходит мимо зоомагазина с пометом щенков, резвящихся в витрине, задерживается, чтобы понаблюдать, и импульсивно решает купить одного из них. Опля! Он теперь стал владельцем собаки. Во втором случае человек видит собаку на улице, в кино или по телевидению, ему нравится, как она выглядит, и он решает заиметь точно такую же. Как он идет к этому?
Он берет газету, находит рекламируемый помет, едет посмотреть на него и возвращается домой со щенком. Немногие люди когда-либо видели кинологический журнал или были на выставке собак. Они хотят купить собаку (и я беру эти слова в кавычки) «с бумагами», хотя они имеют очень смутное представление о том, что эти слова означают. Собаки, которых эти люди покупают, походят на детей, которые растут без семьи.
Намного меньшая часть чистокровных собак куплена в результате рекламирования в кинологических журналах и других профессиональных изданиях. Но как раз эти собаки и формируют большую часть выставляемых на наших выставках собак. По большей части, они куплены у Заводчиков. Обычно они являются результатом не импульсивной покупки, а тщательного поиска, выбора и даже ожидания. Многие из этих собак являются второй чистокровной собакой у владельца, после первой, приобретенной одним из двух вышеописанных способов.
Как покупатель собаки переходит из первой или второй группы в третью? Некоторые никогда так и не переходят. Но если, по счастливой случайности, покупатель получает достаточно хороший экземпляр породы, он может заинтересоваться породой и захотеть узнать о ней больше. Он может посетить выставки собак, прочитать книги и журналы, поискать учебные курсы и кинологические клубы, и, приложив свои собственные усилия, стать тем, что знатоки расценивают как «Собачник». Но он должен сделать это все самостоятельно.
Если бы он купил свою собаку у настоящего Заводчика, все было бы намного легче для него. Только, что он получает от Заводчика, или, скажем так, что он может ожидать?
Семейная Гордость
Первое и основное, он получает гордость владения, не только в породе, но и в семье. Родословная, которую он получает со своей собакой, будет для него кое-что означать — и истинный Заводчик увидит это. Осознание этого придет к нему, если не сразу, то со временем наверняка придет! Есть некая магия в имени, которое что-то означает, и она перейдет на все, что несет это имя.
Мы видим это в случае наших великих семей в социальном и политическом мире, Рокфеллеры и Рузвельты, Асторы и Кеннеди. В мире собак мы находим это в названиях знаменитых питомников. Эти названия не становятся знаменитыми мгновенно, и при этом они знамениты не потому, что они всем известны через агрессивное рекламирование. Пример названия, которое ассоциируется у широкой публики с высочайшим качеством, это название великолепного магазина «Tiffany's». Как долго оно сохранило бы свою ауру, если бы мы начали видеть и слышать теле- и радио- рекламные ролики, кричащие о его престиже, или убеждающие посетить «Tiffany's» в этот уикэнд по поводу самой крупной распродажи года? То есть, тот факт, что название известно широкой публике, не является никакой гарантией того, что оно является названием чего-то знаменитого. Только годы поддержания высоких стандартов качества и хорошего вкуса создадут название (имя, марку), которое будет активом человека, или продукта, или собаки.
Влияние истинного Заводчика простирается очень далеко
Он инвестирует в людей, которые покупают его собак с желанием самим стать заводчиками и пониманием всего того, что сопряжено с этим. От него они узнают философию показа собак, кодекс этики в кинологическом спорте. Они узнают, как обучать и подготавливать своих собак, или где они могут поучиться тому, как выставлять своих собак, где и когда выставлять их. Заводчик поддерживает их в желании пойти на курсы дрессировки и хэндлинга, читать кинологические книги и журналы, советует им, как, когда и с кем повязать их сук, как вырастить помет, как заботиться об их старых собаках. Он отвечает на их бесчисленные вопросы и дает советы, как поступить в критических ситуациях, когда они не могут получить срочную помощь ветеринара. Все это хороший Заводчик пытается делать. К сожалению, по прошествии многих лет он понимает, что он создал «Франкенштейна», который постоянно становится все больше и больше, и уже угрожает «сожрать» его самого. По этой причине все Заводчики, в конечном счете, достигают такой точки, где, чем более добросовестны они в признании требований к ним, тем более трудной они находят должную заботу о всех и вся.
Заводчик подобен главе Семьи
Он дает тем, кто покупает его собак, ощущение «причастности». Это имеет самую большую ценность для людей с их первыми или вторыми собаками. У них просыпается интерес к предкам их собаки, о которых заводчик может дать им богатейшую информацию, и к родственникам их собаки. Таким образом, создается большая семейная гордость — гордость за своих собственных собак и за всех других собак, которые несут то же самое название питомника. От своего заводчика они узнают о своей породе и о том, что входит в понятие «хороший экземпляр породы», больше, чем они могли бы когда-либо найти в любой книге. Заводчик, в большинстве случаев, также является и специалистом. Точнее сказать, он является авторитетом в своей собственной породе, и можно ожидать, что он знает больше о ней, чем любой судья, не являющийся породником. Он учит тех, кому он продает своих собак, оценивать их собственных собак, многократно ободряя, обучая и поддерживая их, так что однажды приходит время, и они сами способны стать специалистами в породе.
Истинный заводчик приучает сам себя не ожидать благодарностей или признательности за свои услуги и дела, что как раз и хорошо, потому что те, кто больше всего извлекает выгоду, редко когда признаются в этом публично. Истинный заводчик делает то, что он делает, из-за того, что он такой. Он просто не может делать иначе.
Заводчики имеют много что сказать о стандарте их породы. Они отдают много своего времени национальной породной ассоциации (клубу), и именно консенсусом заводчиков стандарт принимается или изменяется.
Заводчики — это аристократия мира собак
Если кастовая система существует, то заводчики на самом верху ее. Каждый заводчик имеет огромное чувство своей собственной значимости. Личной, персональной. Он горд быть тем, чем он является, и горд за то, что он поддерживает. Однако, он редко думает о своей значимости совместно с другими заводчиками. Это — так потому, что Заводчики по натуре своей являются независимыми индивидуалистами. В этом их сила, но также и их слабость. Именно поэтому их важность как группы постоянно игнорируется в иерархии мира собак. Женщин среди заводчиков гораздо больше, чем мужчин, однако Американский Кеннел Клуб, который не мог бы существовать без заводчиков, не имеет женщин в своем руководстве. (Прим: Не забывайте, это было написано в 1969 году). Даже один полностью женский клуб, который является членом AKC, представлен в АКС мужчиной. Очевидно, эта дискриминация по половому признаку — вопрос, на который еще не обратили внимания защитники равных прав для женщин!
Все крупнейшие успехи, достигнутые в любой породе — и я здесь не имею в виду увеличение количества регистрируемых пометов и щенков — все были осуществлены Заводчиками.
Для различия между Заводчиками в лучшем смысле этого слова и теми, кто не соответствует этому смыслу, я буду называть этих людей соответственно «Заводчик» и «Размноженец» (Прим: В оригинале the puppy-raiser). Главное, основное различие между Заводчиком и Размноженцем состоит в понимании ответственности — ответственности за свою породу, за свои цели, за собак, которых он произвел, и за собак, которых он надеется вывести в будущем. Он также имеет нескончаемую ответственность за людей, которые купили его собак, за людей, которые собираются купить его собак, и за публичный имидж — не только собак, которых он произвел, но и самой породы.
Заводчики, по существу, это отдающая сторона. Они отдают своей выбранной породе намного больше, чем они смогут когда-либо получить. Их награды являются неосязаемыми более, чем финансовыми. Вот еще одно большое отличие Заводчика от Размноженца. Последний производит щенков, чтобы продать их, и продать как можно быстрее, прежде чем они съедят такую желанную прибыль. Заводчик же имеет совершенно противоположные побуждения. Он производит помет только тогда, когда он сможет посвятить ему необходимое время, деньги и силы. Он никогда не повяжет суку, когда он знает, что он будет стоять перед крайним сроком, то есть временем, к которому все его щенки должны будут быть проданы.
Никогда, никогда не станет он вязать свою суку, если он не планирует оставить кого-нибудь из этого помета, который, как он надеется, приблизит его еще на один шаг к созданию его идеальной собаки. Если помет не удался, он может продать и всех щенков из этого помета, но чем лучше заводчик, тем менее часто он будет считать необходимым сделать это. Заводчик постоянно отбирает и сокращает свое поголовье, иногда потому, что он больше не нуждается в ком-то из них, а иногда потому, что он обнаружил некую причину, почему он не хочет кого-то. Эти две причины очень разнятся. В случае собаки, в которой он больше не нуждается, причиной может быть то, что он уже получил от этой собаки то, что он хотел, для своих дальнейших планов разведения. В случае собаки, которую он больше не хочет использовать в разведении, он, возможно, раскрыл причину, почему эта собака была бы вредной для его программы разведения.
Заводчик постоянно сталкивается с трудными решениями.
Фактически, последняя упомянутая часть его собак — это его издержки разведения. Все же сами по себе они могут быть вполне замечательными. Они не настолько дефектны, чтобы их никогда не использовать в разведении, но они все же не соответствуют стандартам Заводчика. Они похожи на так называемый «второсортный товар известной марки», который магазины рекламируют как «немного нестандартный».
Заводчик прилагает все усилия, чтобы поместить этих собак в дома людей, прежде всего не заинтересованных в разведении, но слишком часто он позднее видит в газетах и журналах рекламу помета...